Кто заработает на нефтяных льготах

19 июня Украина закончила спецконфискацию когда-то ведущего в стране производителя авиатоплива, Одесского НПЗ. А 8 июня было объявлено об окончании простоя калушского нефтехимического завода Ориана.

Все эти события говорят об оживлении прежде могучего сектора украинской экономики — переработки нефти и конденсата.

Статистика нефтяной криворукости

Формула роста этой ветви элементарна. Вместо того чтобы расходовать нынешние $2,8-3 млрд. в год на импорт готового дизтоплива, бензинов и нефтехимии, Украина могла бы ту же сумму тратить на ввоз сырой нефти. Это позволило бы уменьшать затраты валюты на импорт продуктов ее переработки. И перерабатывать сырье самой, зарабатывая не менее $1,5 млрд в год на экспорте дизеля, пластмасс и другой нефтехимии.

Однако из года в год, украинская нефтяная политика окучивается политиками коррупционного толка, которые хотят вначале порулить денежными потоками, а уже затем что-то делать. Такое желание наблюдается много лет.

В результате нефтяной сектор Украины смотрится белой вороной на фоне стран-соседей. Отечественный импорт нефти в 2016 году подрос на цельных 180%, достигнув $1,4 млрд., хотя в наилучшие для ветви годы нефти ввозилось на $9 млрд и более.

Для сравнения: по итогам прошлого года Белорусь, обладая собственной добычей в 1,6 млн. тонн нефти, сумела начать импорт из Ирана, сбив этим цены на ввоз сырья из РФ, и заработать на экспорте нефтепродуктов $2,4 млрд.

Ещё одно соседнее государство, Румыния, добывает 4 млн тонн нефти и конденсата, и давно стала импортером нефти из Казахстана. Во многом благодаря этому источнику сырья, зарабатывает $3 млрд на экспорте переработанной нефтяной продукции и химикатов.

Из 9-ти больших румынских НПЗ 6 заводов простаивают, однако не обращая внимания на это, химический и нефтепродуктовый экспорт этой страны все-действительно развивается.

Наши достижения на этом фоне выглядят более чем скромно. В Украине при добыче около 2 млн нефти и конденсата, простаивает 5 из 6-ти больших НПЗ, а экспорт нефтепродуктов за 2 последних года составлял мизерные $8- 12 млн.

Не работают ещё 7 из 9-ти украинских заводов химволокон. В сходной многолетней стагнации пребывает ещё один сегмент нефтехимии, украинская шинная индустрия. Из-за того, что за долгие годы ни один из владельцев украинских шинных заводов так и не сумел наладить производство синтетического каучука, данная отрасль украинской нефтехимии покрывает всего около 15% отечественного потребления.

Он считается большущим, и оценивается в 5 млн. автошин в год. Однако и на этом рынке, ещё как с бензином и дизелем, вся Украина все вместе работает на импорт — элементарно не государство, а завидный спонсор для посторонних экономик, и местных слишком грамотных в деле импорта политиков.

Как оживлялась нефтехимия

Чуть ли не единой точкой оптимизма для Украины в последнее время становится базовая нефтехимия, которая выказывала инвестиционную энергичность. Всего за год сумели заменить собственников 2 ведущих украинских производителя главных нефтехимикатов. Это лидер рынка полипропилена Лисичанский НПЗ, а ещё, лидер рынка поливинилхлорида — «Карпатнефтехим».

Первое предприятие попало в руки доверенных лиц бывшего хозяина «Роснефти». Данная российская компания и ее руководство давно находятся под принятыми в помощь Украины санкциями США и Канады, однако в самой Украине все они сумели избежать санкций и блокирования активов явно благодаря коррупции.

Из-за «Роснефти» ни китайских, ни казахстанских либо иных удобных инвесторов на Лисичанский НПЗ в Киеве никто не манил. Потому завод хоть и изменил собственника, однако все точно ещё продолжает уверенно стоять. Он загружает свои нефтебазы, как и ранее, импортом нефтепродуктов из РФ.

Навсегда другие перемены произошли на другом украинском нефтехимическом гиганте в Калуше — на «Карпатнефтехим» (КНХ) первые вагоны-хопперы с солью пошли в мае, 11 июня на этом комбинате заработала этиленовая линия, 13 июня вновь начал работу хлор-содовый завод, а 17 июня комбинат начал изготовлять виниловые химикаты.

Все это движение ресурсов на КХН стало возможным благодаря получению к концу 2016 года акцизных льгот на импорт важного предприятию нефтяного сырья, после чего к весне комбинат изменил собственников. Пока их обозначилось 2. Первый — это компания одного из видных представителей азербайджанского землячества Одессы, которая специализируется на нефтетрейдинге. Второй — компания «Техинсервис», которая между прочего специализируется на проектах в спиртовой промышленности.

Ее слишком обоснованно приписывают к окружению экс-премьера А. Яценюка и экс-главы Днепропетровской области И. Коломойского.

Тайны акцизных льгот

И Яценюк, и Коломойский теперь не в фаворе президентской отрасли украинской власти. Тем не менее, никто не был против выделения государством импортных льгот для КХН. Калушский нефтехимический великан в наилучшие годы собственной работы обеспечивал не менее 30% всех бюджетных платежей Ивано-Франковской области. Восстановление нефтехимкомбината нацелено на упрочнение местных позиций возглавляемой Яценюком партии, Народного Фронта.

Что касается государственных инстанций, то они с запуском завода принялись заверять, что разные нарушения с безакцизным импортом нефтепродуктов для КХН не будут возможны из-за жесткого контроля. Однако сработает ли данный контроль, если импортеры начнут подавать на страну в суд за «недостаточно льготную», с их точки зрения, растаможку прямогонного бензина и дизтоплива?

Пока что представители власти молчат о перспективе судебных споров с операторами большого льготного импортера нефтепродуктов, но впрочем не обращая внимания на все вышесказанное салютуют о том, как получилось закрутить гайки в среднем и мелком импорте: «Прежде всего, мы выделили отдельные таможенные коды, по которым можно завезти топливо только под глубокую переработку. С этим кодом может везти только «Карпатнефтехим». Это готовит невозможным выход этого продукта на базар. Если же завод остановится, и они решат продать это сырье, то будет надо поменять код, и уплатить акцизы», — сделал заявление начальник Энергетической таможни. И добавил, что «Карпатнефтехиму» перекрыли возможность копить останки нефтепродуктов выше технологической нормы.

Эти меры имеют все шансы внушать доверие, однако все дело в том, что большие импортеры нефтепродуктов в Украине как правило нечасто рискуют идти на прямые таможенные нарушения. Они «идут в обход», и решают все легче — защищают в судах раньше полученные от государства льготы, если растаможка трейдерам чем-то не понравилась.

А в этом плане, у государства все слишком печально. Оттого что Гостаможслужба ещё со пор В. Хорошковского, потеряла личный независимый статус. Это ведомство работает в качестве департамента ГФС, за воздействие на который борются СБУ и МВД Арсена Авакова. При таком статусе таможне слишком тяжко достигать побед в судах. И точно нельзя стимулировать перемены в нормативно-законодательное регулирование импорта. Словом, получив в свои руки от государства акцизные льготы «имени возрождения Калуша», большущим нефтяным трейдерам ничто не препятствует проводить самый милый во всех отношениях импорт благодаря судебным спорам с таможней и Государственной фискальной службы.

О полном провале обещанной в 2014-2016 годы судебной реформы в Украине не пишет только ленивый. И данная содержание не зря довольно замусолена прессой. Информационный грохот способствует запрятать большой нефтяной аспект этой реформы — в 2009-2013 годах, к примеру, группа нефтетрейдеров фирмы «Ливела» нанесла бюджету урон на сумму более $6 млрд. благодаря сотням решений судов в свою пользу.

Ещё ранее определенная группа импортеров нефтепродуктов так же цеплялась за льготные права при импорте и налогообложении. В 1994-2004 годы она проводила свои сделки через так именуемую «судебную очистку». Благодаря поголовной любви украинских судей к букве и цифре закона, то есть к законодательно закрепленным торговым льготам, тогдашняя волна льготного импорта нанесла госбюджету Украины суммарный урон на сумму более $8 млрд. Чересчур весьма очень вполне вероятно, что, добившись от правительства Гройсмана акцизных льгот, кое-какие импортеры сегодня рассчитывают получить не меньший эффект.

Что получит Одесский НПЗ

Очень вероятно, что предоставленные нефтехимическому гиганту в Калуше льготы при импорте тонизируют украинскую военную спецхимию. Так как полнокровная загрузка комбината поднимет уровень загрузки украинского химического рынка продукцией собственного изготовления. И вполне вероятно, позволит в конце концов-то построить где-нибудь в Прикарпатье обещанный властью ещё в 2015 году новый патронно-боеприпасный завод. Так как государство воюет.

Однако пока что, калушский завод выпускает гражданское сырье, которое вдали от статуса стратегического: это химикаты изготовления упаковок, стройматериалов и труб для мелиорации. То есть, пока целесообразность предоставления прикарпатским нефтехимикам таможенных льгот с точки зрения защиты и ОПК, — это миссия чересчур отдаленного будущего.

Однако учитывая то, с какой легкостью получилось достичь акцизных льгот сугубо гражданскому «Карпатнефтехиму», можно только представить, каких преференций сумеет достичь в 2017-2018 годах от украинской власти Одесский НПЗ.

До остановки в 2012-2013 годах это предприятие выделялось между подобных НПЗ стран Черноморского региона одной яркой характеристикой. Завод лидировал в регионе по установленным мощностям изготовления реактивного топлива, стооктанового бензина и авиационного керосина. Уничтожить эти изготовления и разобрать их на лом по просьбе русских друзей в прошлом обладатель НПЗ, С. Курченко, поразительным образом не успел. Во многом благодаря перипетиям с бывшим хозяином Одесского НПЗ, на рынке авиатоплив в Украине уже давно преобладает импорт, а ещё продукция Кременчугского НПЗ И. Коломойского и А. Ярославского. Их фирмы оперируют авиазаправочной ТК «Борисполь».

Минувшей весной, вместо банков-кредиторов Курченко, новым хозяином Одесского НПЗ стала созданная в конце марта ГП «Украинская Топливно Энергетическая Компания» (УТЭК). В мае, это ГП получило на важное сохранение и в операционное управление LPG терминала «Лагуна Рени» в Одесской области. Минтопэнерго официально заявляет, что задачей УТЭК будет подготовка НПЗ к приватизации. Однако все дело в том, что государству выгоднее выставлять на продажу не кучу металла, а завод в рабочем состоянии.

Чтобы привести предприятие в предпродажное положение, Одесскому НПЗ нужно будет возобновить импорт сырья, и получить, как минимум, такие же льготы, которые имеет «Карпатнефтехим». Либо льготы побольше, учитывая былые позиции завода на рынке авиатоплива. Льготный импорт нефтепродуктов в Украине как правило работает в доле с судьями и по схеме «судебную очистки» таможенных операций. Потому, как будет воздействовать льготный импорт на розничные цены, пока что угадывать не приходится.

Поделиться:

Читайте также:

4 компании поучаствуют в отборе советника для приватизации “Центрэнерго”. На участие в конкурсе по отбору советника для оказания услуг по подготовке к приватизации и продаже 78,289% ПАО “Центрэнерго” поступило 4 заявки. Об этом говорится на сайте...

Украина побила 5-летний рекорд по транзиту российского газа. За первое полугодие 2017 года, общий объем транзита российского газа по территории Украины, включая транспортировку для потребителей Молдовы, составил 45,7 млрд кубометров,...

“Лубныгаз”, который штурмуют “радикалы” Олега Ляшко, контролирует помощник Юрия Бойко. Начальник Консалтинговой группы А-95 С. Куюн открыл подоплеку происходящего сегодня на “Лубныгаз”. “Шо ж це робиться, бабоньки! Сумлінних гонгонгських інвесторів луплять!.....

«Укргаздобыча» выкупила у «Укртранснафты» всю азербайджанскую нефть. ПАО «Укргаздобыча» купила все выставляемые ПАО «Укртранснафта» 5 тыс. т нефти вида Azeri Light на электронных торгах на площадке «У...

В Украине сорвался план по достижению энергонезависимости. Программа по наращиванию добычи природного газа государственной компанией «Укргазвыдобування» оказалась под угрозой из-за лишней зарегулированности п...