Преступление без наказания: банкиры-мошенники до сих пор не ответили за банкопад

Несмотря на бурную деятельность НБУ и Фонда гарантирования вкладов физлиц по выводу с рынка финучреждений и несмотря на закон об ответственности акционеров за доведение банка до банкротства, срока в тюрьме пока не получил ни один владелец.

Более того – значительная часть дел, возбужденных по материалам проверок НБУ и ФГВФЛ, правоохранители просто закрыли.

В фонде прямо указывают на саботаж силовиков, однако не все так однозначно.

В начале сентября я как председатель парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности направил в НБУ и ФГВФЛ запросы с просьбой предоставить информацию о состоянии дел с криминальной составляющей “банкопада”.

Мы хотели выяснить, сколько материалов получили правоохранители, когда в банках-банкротах были обнаружены схемы по выводу средств, сколько уголовных дел возбуждено, сколько доведено до суда, сколько акционеров и топ-менеджеров ответили за то, что чуть ли не каждый второй украинец стал жертвой банковского кризиса.
Ответы поступили и с НБУ, и из фонда. Результаты за три года неутешительны.

Нацбанк

Хотя с рынка выводятся более 90 банков, по данным НБУ, в правоохранительные органы было подано всего 19 писем по признакам организованной преступности в деятельности их владельцев, по результатам которых возбуждены уголовные дела.

Кроме того, силовым структурам было передано около 290 сведений о признаках отмыванию денег и финансированию терроризма. Это все случаи, а не только те, что касались проблемных и впоследствии выведенных с рынка банков.

За этот год НБУ более ста раз предоставлял доступ к информации, связанной с деятельностью банков-банкротов, Нацполиции, СБУ, Генпрокуратуры, НАБУ, ДФС. Информацию о ходе производств Нацбанк не разглашает, ссылаясь на то, что ее распорядителями являются силовые органы.

НБУ также не предоставляет информацию о возможных производства, открытые в результате проведения мероприятий банковского надзора, то есть прямых обязанностей регулятора.

Каждый раз, когда из очередного банка исчезали миллиарды, в НБУ рассказывали примерно одинаковые истории. Мол, мы пошли домой, пришли на следующий день, а из банка уже все вывели. Или так: “Чтобы увидеть реальную картину, нужно глубокий аудит”.

Впрочем, еще весной 2016 на заседании нашего комитета представители Национальной полиции откровенно говорили, что НБУ имеет все возможности для слежения за операциями по выводу средств. Он может отменять их, а также видеть другие злоупотребления еще во время работы банка на рынке, а не только после побега владельцев.

Почему он этого не делает, вопрос риторический. Зачем тогда институт кураторов?

Мы в комитете хорошо видели, как подозрительно быстро, иногда без реальных оснований, закрывали одни банки, которые можно было спасти, и годами тянули с другими, уже не выполняли свои обязательства. Никто из сотрудников НБУ за это не наказан.

Именно об ответственности за качество выполнения функций говорится в предложенных нами законопроектах о Национальном банке и о системе гарантирования вкладов.

Мы в комитете готовим и направлять соответствующие письма в правоохранительные органы по этим производств, чтобы узнать, на какой стадии находится каждый из них. Это важно, поскольку, как выглядит за три года, разговоров о преследовании банкиров мошенников в разы больше, чем реальных результатов.

Фонд гарантирования

Информация Фонда гарантирования вкладов более подробная. За три года в правоохранительные органы направлено 4529 обращений о совершении уголовных правонарушений в ликвидированных банках, возбуждено 2136 уголовных производств, из которых 265 закрыто и всего за 33-ю направлено обвинительные акты в суд.

Из общего количества обращений 479 или 22% касаются связанных с банками человек, из них в суд направлено лишь девять актов, возбуждено 378 производств, 18 закрыто. О подозрении в совершении правонарушения сообщено 48 лицам.

Этот перечень выглядит так: банк “Михайловский” – три человека, банк “Стандарт” – одна, “Киевская Русь” – одна, “Порто-франко” – одна, Интеграл-банк – три, “Национальный кредит” – три, “БГ банк “- две,” Имекс банк “- одна,” Дельта банк “- три,” Финансы и кредит “- пять, Пивденкомбанк и” Терра банк “- по семь.
“Банк” Контракт “- две, Брокбизнесбанк – семь,” Радикал банк “- одна,” Старокиевский банк “- две,” Надра банк “- три,” Юнион стандарт банк “- три.

Впрочем, этой информации недостаточно, чтобы понять, какие сроки могут получить эти банкиры. Мы будем просить Фонд и правоохранительные органы детализировать стадии, на которых находятся производства по акционеров банков, причины, по которым они закрываются, а также причины, по которым так мало производств попадает в суд.

Беспокоят и трудности, которые возникают в ФГВФЛ при взаимодействии с правоохранителями. Так, в ответе фонда на мой запрос говорится, что “методы и формы проведения досудебного расследования вызывают беспокойство и сомнения во всестороннем, полном и беспристрастном исследовании обстоятельств уголовных производств”.

“Имеют место факты неэффективности проведения досудебного расследования, преждевременного закрытия уголовных производств, процессуальная волокита, которая заключается, в том числе, в непринятии своевременных мер по допроса свидетелей, назначении и проведении экспертиз, сбора доказательств”, – говорится в ответе.

Перевода доступным языком. Речь идет о саботаже силовиками своих обязанностей – защиты государства и его граждан. Средства, фонд пытается вернуть через уголовные производства, – это деньги, которые ему одолжил каждый налогоплательщик.

Не говоря уже о том, что наказание виновных и возмещения убытков и возврата выведенных из банков средств могло бы существенно улучшить ситуацию с пострадавшими вкладчиками – и гражданами, и бизнесом.
Я благодарен Фонду гарантирования за подробный ответ, но мы будем просить предоставить подробности и факты неэффективных расследований и других примеров халатного или умышленно небрежного отношения силовых структур к своей работе.

Затем мы будем направлять запросы в правоохранительные органы для надлежащего реагирования. Должны положить конец беспорядку и коррупции в этой сфере.

Похоже, что за миллиарды, потерянные из-за “закрытые глаза” банковского надзора и правоохранителей, никто не ответит. Зато силы для давления на честный бизнес, который платит налоги, фабрикацию фейковых уголовных производств и проведения обысков, которые потом признаются незаконными, находятся.
Именно об этом мы говорили во время моей недавней поездки в США с сенаторами, конгрессменами, представителями МВФ и известными журналистами: коррупция, в том числе в силовых структурах, – основная преграда для инвестиций и развития.

А полное отсутствие результатов расследований финансовых махинаций и злоупотреблений – яркое свидетельство некомпетентности отдельных представителей силовых органов и общей отсутствии политической воли к решению этой проблемы.

Сергей Рыбалка, глава парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности

Поделиться:

Читайте также:

Смерть рынка акций под колесами “публичного предложения”. Наверное, все-таки была договоренность чиновников и олигархов предоставить возможность последним сделать весь бизнес непубличным. После углубленного анализа закона 5592-д н...

Мала авіація – галузь, яка може приносити українській економіці значні вигоди. Всупереч слабкій увазі з боку держави, приватні авіапромислові компанії і конструкторські бюро активно розробляють і будують нові моделі літаків і вертольотів, успішно през...

Нужен ли Украине химпром. Три предприятия группы Ostchem не работают уже почти месяц. Это означает потерю около трети объема минеральных удобрений, поставляемых украинским аграриям в этот период. До...

Тигипко покупает неплатежеспособный банк “Новый”. Фонд гарантирования заключит договор с ТАСкомбанком на выведение с рынка неплатежеспособного банка “Новый”. Об этом сообщается на веб-сайте Фонда гарантирования....

Потери экономики от банковского кризиса в 2014-2016 годах оцениваются в 38% ВВП. Совет Нацбанка оценил потери экономики от банковского кризиса 2014-2016 гг. в 38% ВВП. Об этом в Facebook написал председатель совета Национального банка Б. Дани...