История Плана Маршалла для Украины

Кто-то считал, сколько раз Независимой Украины предлагались “планы Маршалла“?

Я, например, насчитал уже семь таких инициатив в разной интерпретации только в течение 2014-2017 годов. Последнюю, восьмую, недавно озвучила Литва.

Похожие инициативы повторяются каждые полгода. Интерес к ним приходит, но еще есть. Она отражает надежду или ее остатки на то, что кто-то придет и в конце-то сделает.

Однако это ложные представления, как и предложения плана Маршалла для Украины – ПМУ. Последние лишь отвлекают общество от понимания того, что нужно делать.

На самом деле реального ПМУ не будет, потому что стороны не готовы к такому проекту. Мероприятие будет его осуществлять только тогда, когда он будет нужен именно ему. Например, для того, чтобы Украина была платежеспособной как рынок сбыта их продукции или чтобы не отдавать инициативы влияния на Украину другим игрокам.

Однако прежде не готова Украина по нескольким причинам.

Прежде всего, важные решения, как и усилия по экономическим изменениям, должны родиться в Украине и выходить из Украины. Так во всех успешных странах. У нас же до сих пор не создан общенациональный план такой экономической трансформации.

Этот план должен быть и реалистичным, и амбициозным, в нем должно быть место и для ПМУ, и для программы сотрудничества с МВФ, но как вспомогательным мерам. План должен засвидетельствовать наше понимание, чего мы хотим и как собираемся этого достичь.

Напомню, оригинальный План Маршала оказывал финансовую и ресурсную поддержку странам, обессиленным Второй мировой войной. Корпорации этих стран чуть тлели или вообще “лежали”. У нас же идет процесс вывода капитала из страны.

Наши “рентные” корпорации инвестируют за рубеж средства, генерируемые национальным производством, как правило, сырьевым. Чаще инвестируют в объекты досуга, отдыха и роскоши. И это не 5 млрд долл, о которых идет речь в последней версии ПМУ.

Этот процесс у нас почти не регулируется. Запад об этом знает, потому что отслеживает движение средств. Итак, как помогать стране, корпорации которой видят другие приоритеты?

Сейчас рамка правил, регулирующего инвестиционный процесс в Украине, остается неопределенной и рискованной в широком поле норм – от защиты частной собственности в условиях репатриации прибыли. Из-за этого очень низка и общая способность экономики страны в впитывание инвестиций.

В частности, типичной является слабость исполнительных проектных мощностей государственных и частных корпораций – от изучения проекта до его осуществления.

Я бы сказал, что вопрос не в средствах. Их множество в инвесторов и достаточно много в украинских агентов, чтобы начать серьезный процесс. Проблема заключается в способности с ними работать, но заполнением этого пробела никто не занимается.

В последней версии ПМУ, правда, есть новинка по созданию в Украине специального агентства, которое будет контролировать и управлять средствами внешней помощи. Однако одна такая агентство без решения указанных проблем ничего не изменит.

В Украине уже действуют несколько таких агентств, однако привлечь значительные инвестиции они не смогли, так как могут быть эффективными только в рамках более широкого процесса.

Есть и другие причины, которые позволяют понять бесполезность больших надежд на ПМУ. В частности, речь шла о 5 млрд долл помощи. Это до смешного мало, чтобы назвать это плану Маршала для Украины. Только на обновление инфраструктуры страна нуждается в несколько годовых ВВП, то есть более 300 млрд долл.

Я удивляюсь этим предложениям еще и потому, что значительно эффективнее меры помощи Украине, которые можно позаимствовать из оригинального Плана Маршалла. Например, дальнейшая реструктуризация или, что лучше, списание долгов.

Напомню, уже в 2019 году мы должны найти 4,6 млрд долл только на погашение еврооблигаций, а по достижении номинального ВВП Украины 125,4 млрд долл будем платить, согласно условиям реструктуризации, налог на экономический рост, если оно будет превышать 3% годовых.

Расчет платежей за VRI (value recovery instruments)

Среднегодовые темпы роста ВВП,%, % Номинальные платежи за 2021-2040 гг, млрд дол Среднегодовые платежи, млрд дол Дисконтированные платежи за 2021-2040 гг, млрд дол (І=7%)
4 5,28 0,26 2,75
5 21,51 1,08 10,94
6 41,34 2,07 20,54
7 64,62 3,23 31,20

Однако и этого будет достаточно. Оно не сработает, если не будет внутренней мобилизации. Чтобы она появилась, на этом нужно концентрировать внимание и в этом русле действовать. Не отвлекаться на призрачные надежды спасения извне.

Реальный план трансформации экономики Украины, когда-нибудь будет, я бы назвал именем того человека, который такой план воплотит. Конечно, вместе с лучшими гражданами и не испугавшись бремени рисков и ответственности.

Владимир Власюк, директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза”

Поделиться:

Читайте также:

Преступление без наказания: банкиры-мошенники до сих пор не ответили за банкопад. Несмотря на бурную деятельность НБУ и Фонда гарантирования вкладов физлиц по выводу с рынка финучреждений и несмотря на закон об ответственности акционеров за доведение бан...

Смерть рынка акций под колесами “публичного предложения”. Наверное, все-таки была договоренность чиновников и олигархов предоставить возможность последним сделать весь бизнес непубличным. После углубленного анализа закона 5592-д н...

Мала авіація – галузь, яка може приносити українській економіці значні вигоди. Всупереч слабкій увазі з боку держави, приватні авіапромислові компанії і конструкторські бюро активно розробляють і будують нові моделі літаків і вертольотів, успішно през...

Меткомбинаты “Метинвеста” в июне стали крупнейшими получателями возмещения НДС. В июне 2017 года крупнейшим получателем возмещения НДС между предприятий горно-металлургического комплекса Украины стал металлургический комбинат “Азовсталь”, ...

Еврокомисиия: Будет проведено антидемпинговое расследование относительно украинских и российских труб. Европейская комиссия рассказала о проведении повторного расследования по ввозу бесшовных труб из Рф и Украины по требованию европейских изготовителей, настаива...