Что заставит бизнес платить налоги сполна? О налоге на выведенный капитал

Налог на выведенный капитал имеет больше преимуществ, чем недостатков. Новая модель снижает уровень вмешательства государства в экономику и упрощает ведение бизнеса.

Существует запрос на капитальный ремонт системы налогообложения прибыли предприятий.
Налоговые системы стран бывшего СССР молодежи и относительно мобильные рядом со своими аналогами в развитых странах.

Конструкция корпоративного налога (налога на прибыль) в некоторых странах существует с начала прошлого века, обусловливая крайне консервативный и осторожный подход к радикальным изменениям налогового ландшафта.

Однако даже при таком подходе классическая устаревшая система налогообложения прибыли компаний требует капитального ремонта учитывая широкие возможности для, прежде всего, крупных транснациональных корпораций, использование сложных схем налогового планирования с для избежания уплаты налога.
По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в результате схем агрессивного налогового планирования страны мира теряют ежегодно от 100 млрд долл к 240 млрд долл налоговых поступлений.

Агрессивное налоговое планирование – это схемы, когда прибыль выводится из-под налогообложения или перераспределяется из стран с высоким уровнем налогообложения, где эта прибыль создается, в страны с низким уровнем налогообложения.

В то же время попытка исправить сломанную налоговую систему через “План ОЭСР / G20 BEPS”, к которому Украина присоединилась в начале 2017 года, вовсе не означает решения налоговых проблем развивающихся стран.

Так, представители неправительственной организации ActionAid убеждены, что план слишком перегружен и изобилует сложными процедурами, включая бремя доказывания позиции в судах и переговорах с правительствами других стран.

Это ставит менее обеспеченные ресурсами государства в невыгодное положение. Пакет BEPS суммарно составляет около 2,5 тыс страниц, вряд ли сделает жизнь украинских налогоплательщиков и налоговых органов проще.

Одновременно экономическая отсталость постсоветских экономик побуждает правительства на поиск других, менее ценных дравейра, которые позволят развиваться быстрее.

Символично, что уже четвертая страна с постсоветского пространства отменяет использования в качестве объекта налогообложения бухгалтерской прибыли и переходит к налогообложения распределенной прибыли. Наряду с Эстонией и Грузией, внедривших налог на выведен капитал (ПНВК) в 2004 и 2017 годах, Литва и Украина заявили о намерениях реализовать этот переход с начала 2018 года.

На какие результаты можно ожидать? По расчетам Tax Foundation (США) налоговая система Эстонии третий год подряд объявляется наиболее конкурентоспособной в Организации экономического сотрудничества и развития.
Такой успех обусловлен положительными особенностями налогового кодекса страны, два из которых базируются на налогообложении только распределенной прибыли.

“Во-первых, страна имеет 20-процентную ставку налога на прибыль предприятий, которая применяется только к распределенной прибыли. Во-вторых, у нее есть фиксированный 20-процентный налог на индивидуальный доход, который не касается личных доходов от дивидендов”, – гласит International Tax Competitiveness Index-2016.
Почему это нужно Украине? В случае введения модели налогообложения распределенной прибыли упростятся условия ведения бизнеса, исчезнет необходимость сплошного налогового контроля финансового результата, снизится налоговое и административное нагрузки на бизнес, снизится уровень коррупции и дискреции.
Сейчас есть 100 тыс активных налогоплательщиков, которых проверяют фискальные органы, а лишь 5 тыс. Кроме того, возрастут инвестиции в экономику, появится стимул для инновационного перевооружения и обновления основных средств компаний.

Бизнес сам решать, когда и сколько платить в бюджет, исчезнет необходимость оптимизировать базу налогообложения, в частности, через оффшорные схемы, возрастет капитализация компаний, что увеличит возможности для внешнего кредитования.

Понятно, что любая трансформация имеет и недостатки: новые правила требуют адаптации бизнеса и контролирующих органов, модель позволяет искусственно ограничивать распределения прибыли и, как следствие, избегать налогообложения, а доходы бюджета могут снизиться на 25-30 млрд грн за первый год после внедрения.

Хотя уровень налоговых поступлений в бюджет будет восстановлен и, возможно, даже увеличен в среднесрочной перспективе – через три-четыре года.

Итак, преимуществ от введения налога на выведен капитал значительно больше, чем недостатков. Новая модель снижает уровень вмешательства государства в экономику, упрощает условия ведения бизнеса, консолидирует ресурсы для будущего переоснащение.

Внедрение этой модели строит будущий потенциал стратегического конкурентного преимущества для Украины, формирует перспективу восстановления украинской экономики.

Процесс не простой и вызывает сопротивление некоторых представителей политической элиты и части олигархического бизнеса, который регулярно пользуется офшорными схемами.
Следует признать, что этим людям за последние два года удалось провалить земельную реформу, дискредитировать приватизации и существенно затормозить процесс ликвидации налоговой милиции. Сейчас у них новая задача.

Хотя политическое решение о внедрении ПНВК принято еще в октябре 2017 года, эти группы затягивают процедуры согласования соответствующего законопроекта в органах исполнительной власти. Надеюсь, что реформаторы во власти, гражданское общество и представители честного бизнеса не позволят провалить проект.

Вячеслав Черкашин, старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации

Поделиться:

Читайте также:

Отними бизнес у агрария. Это так легко. Представте себе. Одним “восхитительным” днем вы просыпаетесь от звонка в дверь, а там вам отвечают, что жилплощадь в которой вы проживаете всей семь ” сем...

История Плана Маршалла для Украины. Кто-то считал, сколько раз Независимой Украины предлагались “планы Маршалла“? Я, например, насчитал уже семь таких инициатив в разной интерпретации только в теч...

Преступление без наказания: банкиры-мошенники до сих пор не ответили за банкопад. Несмотря на бурную деятельность НБУ и Фонда гарантирования вкладов физлиц по выводу с рынка финучреждений и несмотря на закон об ответственности акционеров за доведение бан...

Почему необходимо снижать налог на прибыль. Ведущие страны массово снижают ставки налога на прибыль, пытаясь привлечь больше инвестиций. Украина - в тренде. Главное - не вызвать бюджетных потерь. В конц...

Банковская система закончила 9 месяцев с прибылью. За 9 месяцев 2017 года незапятнанная прибыль после налогообложения банковской системы составила 1,41 млрд гривен. Об этом сообщает пресс-служба регулятора. “Воз...