Почему необходимо снижать налог на прибыль

Ведущие страны массово снижают ставки налога на прибыль, пытаясь привлечь больше инвестиций. Украина – в тренде. Главное – не вызвать бюджетных потерь.

В конце сентября 2017 ОЭСР представила исследование “Реформы налоговой политики ОЭСР и стран-партнеров”.
Работа предоставляет сравнительную информацию о налоговых реформах в странах и общие мировые тренды в налогообложении в 2016 году.

Согласно документу, доля налогов в ВВП стран-членов ОЭСР достигла рекордного уровня – 34,3%.
Это свидетельствует о продолжении тенденции устойчивого повышения налоговых ставок в период после финансового кризиса.

Итак, семь стран имеют долю налогов в ВВП более 40%. Это Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Италия и Швеция. Соотношение налогов к ВВП в Дании составляет 49,6%, во Франции – 45,5%, Бельгии – 44,8%, Финляндии – 43,8%. Самый низкий показатель налогов в ВВП – в Мексике (17,4%) и Чили (20,7%).
Аналогичная тенденция – и в Украине. Доля налогов в ВВП ежегодно увеличивается, однако сам показатель значительно ниже среднего уровня в странах ОЭСР. Так, в 2016 году он составил 26% по сравнению с 2010 годом (23%).

Как говорится в отчете ОЭСР, увеличение налоговых поступлений является результатом посткризисных налоговых реформ и касается в основном НДФЛ, ЕСВ и НДС.

Например, стандартная ставка НДС в странах ОЭСР достигла рекордного уровня – 19,2%. При этом в десяти странах ОЭСР стандартная ставка НДС превышает 22%. В 2008 году таких стран было всего четыре.

В отчете определен новый тренд в области налоговой политики: рост конкуренции ставок по налогу на прибыль предприятий. Десять лет назад ставка этого налога во многих странах была намного ниже. Так, стандартная ставка налога на прибыль в странах ОЭСР снизилась с 32,2% в 2000 году до 24,7% в 2016 году.
В 2016 году восемь стран представили снижение ставки налога на прибыль, начиная с 2017 года, еще три анонсировали снижение ставки в будущем.

К примеру, Словакия снизила ставку по налогу на прибыль с 2017 года с 22% до 21%, Великобритания – с 20% до 19% в 2017 году и до 18% – в 2020 году, Франция – с 33,3% до 28%, Австралия – с 30% до 25%.

Кроме снижения стандартной ставки по налогу на прибыль, многие страны пересмотрели ставки налога для малого и среднего бизнеса, позволили ускоренную амортизацию или предоставили преференции для R & D.
Самые высокие ставки налога на прибыль остаются в США, Франции и Бельгии. Для сравнения: в Украине ставка налога на прибыль установлена ​​на уровне 18%. А я помню времена, когда ставка налога составляла 25%.
Наиболее существенные изменения ввела Венгрия, здесь ставка налога снизилась с 1 января 2017 года с 19% до 9%. Таким образом страна пытается улучшить инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов.

Продолжает снижать налог на прибыль Эстония, там этот налог уплачивается только при распределении прибыли. Правительство страны анонсировал снижение ставки налога – с 20% до 14%. Правда, пока ничего не известно о том, как изменится база налогообложения. Как говорится, дьявол кроется в деталях.
Интересно, что только две страны увеличили ставку налога на прибыль. Чили сделала это в рамках комплексной налоговой реформы, которая началась в 2014 году. Здесь ставка налога в 2017 году выросла с 25% до 25,5%, а в 2018 году составит 27%.

Словения увеличила ставку с 17% до 19% с 1 января 2017 для нейтрализации бюджетных потерь в результате изменений в части налогообложения доходов физических лиц.

Усиление конкуренции ставок вызывает немало вопросов у правительств, которые стремятся достичь правильного баланса между конкурентоспособной налоговой системы и необходимостью увеличения налоговых доходов, необходимых для финансирования жизненно важных программ в сфере социальной политики и инфраструктуры.

Поскольку снижение ставки налога на прибыль негативно влияет на доходы государства, многие страны увеличили ставки НДС, акцизов, налога на недвижимость и налогов на загрязнение окружающей среды, которые менее уязвимы для экономики по сравнению с прямыми налогами.

В Украине тоже продолжаются дискуссии относительно реформ в области налогообложения налогом на прибыль. Как говорится в отчете ОЭСР, можно уменьшать стандартную ставку, поощрять инвестиции в R & D, предоставлять преференции малому и среднему бизнесу.

Главное – помнить о балансе между конкурентоспособной налоговой системой и налоговыми доходами государства. Ведь реформа, которая приведет к бюджетным потерям, – это не реформа, а еще одно ярмо на плечи граждан Украины.

Алена Макеева, управляющий партнер аудиторской компании “Аксенова и партнеры”

Поделиться:

Читайте также:

Аграрная супердержава или иллюзия роста. Аграрный сектор увлекся выращиванием и экспортом зерна и не замечает роста зависимости от импорта техники. Между тем, аграрные бароны богатеют, а мелкие хозяйства приходят ...

О перспективах криптовалюты в Украине. Чем лучше развита в экономическом плане государство, выше в ней уровень общественных свобод, тем быстрее он усваивает и использует в свою пользу все инновации и преимуществ...

Что заставит бизнес платить налоги сполна? О налоге на выведенный капитал. Налог на выведенный капитал имеет больше преимуществ, чем недостатков. Новая модель снижает уровень вмешательства государства в экономику и упрощает ведение бизнеса. Сущест...

Что заставит бизнес платить налоги сполна? О налоге на выведенный капитал. Налог на выведенный капитал имеет больше преимуществ, чем недостатков. Новая модель снижает уровень вмешательства государства в экономику и упрощает ведение бизн...

“АрселорМиттал Кривой Рог” пожаловался центральной власти на действия горсовета. ПАО “АрселорМиттал Кривой Рог” обратилось с письмом к президенту Украины П. Порошенко, премьер-министру Украины В. Гройсману, генпрокурору Ю. Луценко и городском...