Необходимо списание долгов Украины

В последние годы государственный долг Украины стремительно растет. Лишь 2016 года – почти на 6 млрд долл.

По данным Госстата, в 2017 году каждый украинец должен 45,54 тыс грн или 1680 долл. В 2016 году эта сумма составляла 38,85 тыс грн или 1440 долл, в 2004 году – 1,79 тыс грн или 354 долл.

Каждое новое правительство берет внешние кредиты, чтобы отдать старые и профинансировать пенсии, зарплаты, школы, больницы или купить российский газ. Чтобы иметь больше шансов на очередных выборах, каждый состав власти увеличивает долговое бремя.

В 2017 году выплаты по внешним долгам и на их обслуживание достигли 30% расходов госбюджета. То есть Украина отдает почти треть из того, что зарабатывает.

Понятно: чтобы начать больше зарабатывать, нужно больше вкладывать в производство и инфраструктуру. Где же взять больше средств на развитие? В дальнейшем сокращать расходы на пенсии, образование и здравоохранение? Это невозможно. Нужно уменьшать коррупцию, прекратить занимать и начать отдавать старые долги.

Соглашение Яресько и Яценюка

В 2015 году правительство Арсения Яценюка провел реструктуризацию долга Украины перед частными зарубежными кредиторами на 15 млрд долл.
Это соглашение много международных и отечественных экспертов считают провальной для Украины. Даже бывший заместитель министра финансов Игорь Уманский, работавший тогда в правительстве, назвал ее “миной замедленного действия”.

Заявленное “списание” 3 млрд долл обернулось значительно больше выплатами в течение следующих двух десятилетий. Правительство издало кредиторам вместо “списанного” долга новые ценные бумаги с привязкой выплат к темпам роста ВВП Украины.

Если украинская экономика будет расти быстрее 3%, то с 2021 по 2040 год страна может отдать от 5 млрд долл до 20 млрд долл в зависимости от темпов развития.

Проще говоря, чем больше будет расти производство, тем больше придется отдавать. Украина обязалась возвращать все, что можно было бы вложить в развитие. Соглашение убивает шансы Украины вырваться из бедности.

Как известно, по внешним и внутренним долгам в 2017-2019 годах государство должно выплатить около 12,5 млрд долл.

Именно поэтому в своих предложениях к среднесрочному плану действий правительства Радикальная партия предложила принять “Стратегию сокращения государственного долга и оптимизации его структуры”. Следует переориентировать использование займов с проедания на инвестиции в производство. Украинские власти нужно уже сейчас начинать переговоры о новой реструктуризации. Позже будет гораздо сложнее.

На 2017-2019 годы придется очередной спад цен на внешних рынках. Это традиционно ударит по доходам от отечественного экспорта, который уже очень сократился за последние три года. Также на 2019 приходятся очередные выборы, которые всегда негативно влияют на экономическое развитие Украины.

Не Украина первая

За последние 45 лет более 70 стран провели реструктуризацию долгов. Им откладывали сроки выплат, уменьшали кредитные ставки и прощали части долга.

С 1950 года по 2010 год Парижский клуб, объединение развитых государств-кредиторов, провел 447 сделок по реструктуризации долгов в 88 странах. За этот же период было проведено 186 реструктуризаций в 68 странах с частными кредиторами.

В разные периоды списывали или реструктуризировали долги Аргентины, Бразилии, Коста-Рики, Марокко, Мексики, Филиппин, Венесуэлы. Например, в 2004-2008 годах по инициативе США было списано 4,1 долл Ираку. Впоследствии приняли решение поэтапно списать этой стране 80% долга – более 30 млрд долл.

В 2005 году и 2010 году Аргентина рассрочили 93% внешних долгов, обменяв старые долговые бумаги на новые с дисконтом 70%. В итоге госдолг страны уменьшился примерно на 65 млрд долл.

В 2012 году Греция реструктуризировала свой долг объемом 350 млрд долл, а более 100 млрд евро, которые правительства занимали европейские частные банки, были списаны.

Согласно отчету МВФ, в марте 2016 кандидатами на списание долга является 36 стран. Преимущественно это страны Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Могут быть списаны около 76 млрд долл.

Примеры вдохновляют

Ситуации, подобные тем, в которой оказалась Украина, не раз случались в новейшей истории. Списание долгов становилось спасением и толчком для развития, а положительное влияние на мировую экономику превышал потери кредиторов.

Яркий пример – послевоенная Германия. Тогда в рамках реформ канцлера Эрхарда ФРГ столкнулась с необходимостью обслуживать долги со времен репараций за Первую мировую войну кайзеровской Германии и режима Веймарской республики, а также тратиться на восстановление после Второй мировой войны.

В 1953 году послевоенная Западная Германия сумела договориться о списании 50% долга, а выплаты по второй половины – реструктуризировать крайне выгодных условиях: рассрочка минимум на 30 лет с возможностью тратить на обслуживание этого долга не более 3% экспортной выручки.

В результате последний транш по этим кредитам был выплачен только в 2010 году, уже после объединения Германии. Это стало одной из основных основ экономического чуда и развития экспортно-ориентированной экономики Германии.

Другой пример – Польша начала 1990-х годов. Тогда Парижский клуб списал Польше половину стоимости внешнего долга предыдущего коммунистического режима и 80% суммы просроченных процентов по кредитам. Другая часть госдолга была реструктуризирована почти на 20 лет с длинными льготным периодами.

В итоге только за три года наиболее болезненных реформ госбюджет Польши сэкономил около 9 млрд долл. В 1994 году аналогичное соглашение было достигнуто и с Лондонским клубом, объединяющим коммерческих кредиторов. Общее уменьшение долга на льготных условиях – еще на 6,6 млрд долл.

В тот же период был списан долг Египта: с 25 млрд долл до 12,5 млрд долл. Списание долгов Польше и Египта были обусловлены, прежде всего, политическими соображениями США и их союзников. По Польше большую роль сыграла готовность власти к кардинальным реформам, в отношении Египта – заключение мира с Израилем.

Задача для Украины

Украина является одним из крупнейших заемщиков МВФ. По программе EFF доля Украины составляет 48% от всех стран-заемщиков. Фонд не менее заинтересован в сотрудничестве с Украиной, чем сама Украина, поэтому он может согласиться на списание. Далее нужно будет начать новые переговоры с частными кредиторами.

Сейчас для страны неприемлемы программы списания долгов для беднейших стран.

К примеру, вряд ли Украина достигнет порогового значения 380 долл ВВП на душу населения, как это необходимо для участия в программе MDRI, к которой присоединились многие африканских государств. Однако переговоры на политических принципах провести вполне возможно. К ним нужно тщательно готовиться уже сейчас.

Успех возможен лишь при одном принципиальной условия: нужна слаженная работа всех ветвей украинской власти. Нужно иметь собственный план развития. Можно только приветствовать первые шаги правительства Украины по разработке стратегических документов на ближайшие годы и стремление перейти к среднесрочному бюджетному планированию.

Депутаты от парламентской фракции Радикальной партии показали пример, разработав “Стратегию развития банковского сектора”. Фракция также жестко критикует власть за нерешительность и отсутствие системности подходов.

Например, члены правительства, с одной стороны, декларируют важность поддержки экспорта, а с другой – вписывают в меморандум с МВФ возможность не создавать Экспортно-кредитное агентство – важнейший инструмент для продвижения товаров. То есть пытаются прикрыть свое нежелание выполнять закон авторитетом МВФ.

Один из авторов польского экономического чуда профессор Гжегож Колодко о вероятности списания долгов Украины по примеру Польши высказался так.
“Это очень рискованная игра. Да, были случаи, когда нам прощали долги. Я подписал вот этой рукой в ​​сентябре 1994 года соглашение с Лондонским клубом. Они списали 50% долгов наших частных банков. Поэтому я скажу вам то же, что сказал бы Греции если вы можете рассчитывать – рассчитывайте только на себя.

Некоторое списания долгов Украины пойдет на пользу МВФ, если все на Западе будут убеждены, что Украина имеет не иллюзии, а видение стратегии долгосрочного развития и сильного управления для осуществления всех реформ и институциональных изменений.

Стратегия Украины должна поставить целью не просто ускоренный экономическое развитие, а постепенное возвращение в число мировых технологических лидеров. Только в этом случае мы сможем рассчитывать на прорыв из бедности к стабильному, безопасному и богатой жизни для всех граждан Украины.

Сергей Рыбалка, председатель комитета парламента по вопросам финансовой политики и банковской деятельности

Поделиться:


Читайте также:

План Маршалла для Украины. План Маршалла для Украины в современных условиях предполагает мощную...

Почему Украина такая бедная? Что у нас вообще происходит?. Почему мы не можем, как другие страны, в том...

Что будет с государственными банками. Очевидно, правительство не имеет экономической стратегии, и за последние...

Почему Украина такая бедная? Что у нас вообще происходит?. Почему мы не можем, как другие страны, в том...

План Маршалла для Украины. План Маршалла для Украины в современных условиях предполагает мощную...