Что будет с государственными банками

1457126863 3 Что будет с государственными банками

Очевидно, правительство не имеет экономической стратегии, и за последние два года мало сделано для будущего роста.

Вопрос даже не в том, надо ли менять Кабмин. Важнее ответить на вопрос, какие цели у него будут. В этой статье объясню важность постановки правильных целей и выбора инструментов их достижения на примере государственных банков.

За последние 24 лет Украина показала худшие результаты в мире – ее экономика сократилась более чем на 40%.

За это же время, за редким исключением, большинство стран ушли далеко вперед. Мировая экономика увеличилась в 2,33 раза. Азиатские лидеры выросли в среднем в шесть раз, а номинальный ВВП Китая – примерно в 26 раз.

Наш технологический уровень продолжает ухудшаться. По данным доклада Национального института стратегических исследований, к началу 2014 средняя степень износа основных фондов достигла 77,3%.

Знаменитый норвежский экономист Эрик Райнерт пишет, что возможность защитить свою обрабатывающую промышленность и сектор продвинутых услуг – “единая политика, которая в последние 500 лет обеспечивала странам успешное экономическое развитие”.

Опыт многих стран показал: только борьбы с коррупцией, защиты прав собственности и дерегуляции недостаточно. Для повышения благосостояния граждан также нужна многоуровневая система институтов и отдельных стимулов для увеличения доли предприятий с более высокой добавленной стоимостью.

Лучше продавать самолеты, чем руду, иначе сползание в бедность продолжится даже при восстановлении экономического роста.

Как мы заинтересуем инвесторов создавать высокотехнологичные производства? Как избавляться от статуса сырьевой экономики? Только имея ответы на эти вопросы, мы получим желаемые результаты от любых реформ.

В то же время финансовая стабилизация последнего года достигается ценой удушения производства. В банковской системе деньги есть – глава НБУ констатирует рекордный уровень ликвидности. Однако власть не создает условий, чтобы направить ее в реальный сектор.

Напротив, Минфин и НБУ сознательно собирают “чрезмерную” ликвидность через депозитные сертификаты и ОВГЗ. Так может продолжаться долго. От одной политического кризиса – к следующей, от одного транша МВФ – к другому.

Успешные страны используют различные методы антикризисного восстановления экономики – от инвестирования в инфраструктуру до льготного кредитования приоритетных отраслей. Они выполняют долгосрочный план с четкими структурными показателями. Яркий пример – энергетическая стратегия ЕС.

В жестком мире ВТО у нас осталось немного инструментов для конструирования собственного развития. В 2015 году мы потеряли шанс провести кардинальную налоговую реформу, чтобы дать существенный толчок экономике.

Нам также важно обеспечить ее дешевым кредитным ресурсом. Для этого правительство и НБУ должны создать дополнительные инструменты и увеличить финансирование в рамках существующих.

Например, на проект компенсации расходов на тепловую модернизацию жилищного фонда, который финансируется при участии ЕБРР, Кабмин должен выделять в год не сотню миллионов, а миллиарды. При использовании преимущественно отечественных материалов и оборудования будет двойной эффект: снижение потребления энергии и толчок к запуску производств.

Это же касается инфраструктурных проектов и приоритетных секторов в машиностроении, IT-отрасли, фармацевтике. Где брать на это ресурсы и как их умело распределить в ближайшие годы – отдельный важный вопрос, на который мы и должны ответить в системных стратегических документах.

Банк развития

Для конструирования будущего экономики важная роль госбанков. Опыт развитых и развивающихся стран доказал их положительную антикризисную роль.

Но главная цель госбанков – стать эффективными инструментами промышленной политики. В первую очередь, речь о так называемых банки развития. Еще с 19 века их использовали многие сегодняшние развитых стран и послевоенные Япония и Германия. Так делали и делают множество других государств. Сегодня в мире более 500 банков развития – преимущественно полностью государственных или с преобладающей долей госсобственности.

Речь идет о стимулировании долгосрочного кредитования приоритетных отраслей промышленности, инфраструктурных проектов и регионального развития.

Особенно удачным примером считается опыт Южной Кореи, в 1954 году создала Банк развития Кореи, а в 1967 году – Корейский финансовую корпорацию развития на основе большого кредита Всемирного банка. Они способствовали ускорению индустриализации и общему росту корейской экономики, которая за несколько десятилетий прошла путь от отсталой аграрной страны в лидера в высоких технологиях.

Как послевоенная Германия направляла иностранную помощь в рамках Плана Маршалла в специальный фонд развития, а не на покрытие дефицита бюджета, так и Украине необходимо создать свой госбанк развития.

Там можно аккумулировать международную финансовую помощь, ресурсы от приватизации и прямые бюджетные вливания для предоставления дешевых долгосрочных кредитов и совместного финансирования приоритетных инфраструктурных и производственных проектов.

Широкомасштабное кредитования малого бизнеса

Также необходимо постановление кредитования малого бизнеса. Важную социальную роль таких проектов доказал успешный мировой опыт, например, лауреата Нобелевской премии, один из “отцов” микрокредитования Мухаммада Юнуса.

Речь идет не только о масштабном проекте льготного кредитования, но и о доступе к госзакупкам и информационную поддержку. Важно помогать людям открывать свое дело, уменьшая безработицы. В долгосрочной перспективе – стимулировать экономическую активность граждан и расширять внутренний спрос.

Система стимулирования экспорта

С углублением глобализации значительно усилилась конкуренция, поэтому в большинстве стран работают системы государственной поддержки экспорта.

На фоне войны в Донбассе, сокращение товарооборота с РФ и падение цен в мире на сырье Украине три года подряд теряет свой экспорт. Это серьезный удар по экономическим перспективам. Мы стали еще более открытыми для импорта после вступления в силу соглашения о зоне свободной торговли с ЕС.

В таких условиях мы обязаны использовать элементарные инструменты стимулирования экспорта. После двух лет работы правительство так и не предоставил экспортную стратегию.

О важности создания Экспортно-кредитного агентства мы говорим уже больше года, в том числе – на всех встречах с руководителями Кабмина. Надеюсь, в ближайшее время мы примем в парламенте соответствующий закон. 24 ноября 2015 мы приняли за основу законопроект №2142, инициаторами которого стали представители нашей фракции, а соавторами – полтора десятка коллег из других фракций.

Отсутствие общей стратегии проявляется и в хаосе заявлений представителей власти. Премьер-министр наконец согласился с нашими призывами создать Экспортно-кредитное агентство и сказал, что его основателем выступит государственный Укрэксимбанк. Минэкономразвития поддержало идею, НБУ – категорически против. Это ужасно, поскольку без быстрых и слаженных действий власти желаемых результатов не будет.

Необходимость общей стратегии

На основе которых активов и с каким набором функций создавать государственные банки – тема отдельного разговора. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, нужно сначала создать общую экономическую стратегию страны.

Правительство давно обещал представить стратегию развития госбанков. 8 февраля на круглом столе заместитель министра финансов Артем Шевалев заявил, что “не задача акционера (государства) указывать госбанкам, где и как им работать”. По его словам, ключевой вопрос – это корпоративное управление в госбанках: прозрачность и политическая изолированность. Он отметил, что главное для государства как акционера – финансовый результат, прибыль и капитализация.

Честно говоря, это ужасно. Надеюсь, Шевалев выразил ли не все свои мысли. Иначе получается, что правительство не понимает своих задач. Плохо, что эксперты до сих пор не раскритиковали такие упрощенные подходы.

Мы поддерживаем необходимость повышения качества управления государственными банками, о котором говорят в Минфине и НБУ. Это необходимо, но это не самое важное.

В нашей стране осталось слишком мало инструментов, чтобы вырваться из “ловушки бедности”, когда даже временное возвращение экономического роста только увеличивает количество бедных и степень расслоения, ослабляя страну.

Мировой опыт показал, что риски коррупции в использовании политиками бюджетных субсидий через госбанки большие. Однако надо системно бороться с коррупцией во всех сферах. Разве это аргумент для того, чтобы опустить руки и смириться с печальным будущим нашей страны? Как говорит мой знакомый эксперт, никто не ломает теплицы, если там начинают расти сорняки. Их просто пропалывают и продолжают получать большие урожаи.

Предложения “все продать” понятны, но тогда давайте продадим суды и прокуратуру – там коррупции еще больше. Эта коррупция куда сильнее вредит нашему инвестиционному климату, но мы же не отказываемся от этих функций государства. Так почему же мы отказываемся от тех немногих рычагов, которые еще остались в Украине для поворота на принципиально новую траекторию?

Понятно, госбанки не панацея, а лишь один из инструментов. Я не утверждаю, что созданные нами институты заработают немедленно. Однако надо начинать сегодня, чтобы они начали давать результат через несколько лет.

На их примере я хочу показать более важные вещи: только системные усилия по изменению структуры экономики могут дать результаты. Именно это должно стать ключевым в нашей стратегии развития госбанков.

Автор: Сергей Рыбалка, председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности

Поделиться:

Читайте также:

Смерть рынка акций под колесами “публичного предложения”. Наверное, все-таки была договоренность чиновников и олигархов предоставить возможность последним сделать весь бизнес непубличным. После углубленного анализа закона 5592-д нашелся корень...

Украинский IT-фронт. Шанс на победу. IT занимает третье место среди ориентированных на экспорт индустрий после АПК и металлургии. Этого мало. Мы должны войти в клуб высокотехнологичных...

Новые правила распоряжения землями: как это будет работать. Площадь государственных земель при бесплатной передаче будет ограничиваться в зависимости от результатов открытых аукционов. Устанавливается правило "семь лет - 8%". 7...

План Маршалла для Украины. План Маршалла для Украины в современных условиях предполагает мощную финансовую помощь не только международных финансовых организаций, а прежде всего прави...

Необходимо списание долгов Украины. В последние годы государственный долг Украины стремительно растет. Лишь 2016 года - почти на 6 млрд долл.По данным Госстата, в 2017 году каждый украинец должен 4...