Новые правила распоряжения землями: как это будет работать

Площадь государственных земель при бесплатной передаче будет ограничиваться в зависимости от результатов открытых аукционов. Устанавливается правило “семь лет – 8%”.

7 июня Кабмин принял “Стратегию рационального управления землями сельскохозяйственного назначения государственной собственности”.

Постановление меняет правила распоряжения земельными ресурсами, которые принадлежат государству, закрепляет нормативы такого распоряжения и его цели.

Как это будет происходить? Представим, что истек срок, закрепленный как переходный для внедрения новых правил, и настало июля 2017. Что изменилось?

1. На бесплатное передачи государственных сельскохозяйственных земель в собственность установлены жесткие нормативы по площади.

Ранее площадь, передалась бесплатно, не ограничивалась. Теперь она находится в зависимости от результатов открытых аукционов предыдущего периода. Установленный лимит – 25% от площади земель, переданных на конкурсной основе.

То есть работа по проведению земельных торгов во втором квартале формирует базу для бесплатного передачи земли в четвертом. Все, что наработали в третьем квартале – для первого квартала следующего года.
Горизонт локализации – район, чтобы не допустить исчерпания всего областного лимита на одной территориальной единицы с дорогой землей.

Безусловно, земли все равно не будет хватать всем желающим, по крайней мере в краткосрочной перспективе. В то же время формирование такого дефицита создаст дополнительный контроль за процессом выделения земли со стороны общественности.

Я посоветовал руководителям областных управлений Держгеокадастру организовать общественный диалог на базе местных советов и объяснить, что, исходя из результатов аукционов предыдущего периода, в районе есть возможность раздать бесплатно в следующие три месяца, например, пять гектаров земли.

Соответственно, если ни одного аукциона не произошло, то 25% от нуля – это ноль. Что делать, если заявок накопилось на условные 200 га? Вариантов два.

Первый – строить заявителей в очередь, перенеся заявки на будущие периоды, когда результаты аукционов сформируют достаточный лимит площади для бесплатной приватизации. Второй – по договоренности с заявителями распределить имеющийся ресурс пропорционально, то есть раздать не по 2 га, а, например, по 10-15 соток.

Однако каким бы ни было решение, оно не должно иметь исключений. Зарезервированы для участников АТО участки сохраняют свой неприкосновенный статус, но практическое передачи их в собственность происходит исключительно в пределах нормативов.

2. Бесплатное отвода земли должен соглашаться с сельским советом, на территории которой находится участок.

Уложиться в норматив – это обязательное, но недостаточное условие для чиновника, чтобы осуществить бесплатное отвода земли. Такое решение должно соглашаться с сельским советом, на территории которой находится участок.

Это еще один предохранитель, чтобы львовские студенты массово не получали землю в Житомирской области. Речь идет об одном из громких скандалов 2016 года, когда около 2 тыс га сельскохозяйственных земель в Черняховском районе Житомирской области пытались оформить на 44 студентов из Львова по 2 га.

3. Прекращается практика передачи земель, возвращаются в государственную собственность, вне аукционов.
Что происходит сейчас? Фермер пишет заявление об отказе от переданного ему ранее в аренду государственной земли. К этой отказа, как правило, добавляются десятки заявлений от желающих получить по 2 га этой земли, которая перестала использоваться.

В худшем случае эти заявления удовлетворяются, а земля через некоторое время снова оказывается у фермера, но уже на других условиях и без никакой выгоды для государства. Теперь все участки, возвращены в государственную собственность, включая паи, подпадают под обязательность передачи в аренду и только через аукцион.

4. Земельные аукционы стартуют с 8%.

Держгеокадастр подписывает только краткосрочные договоры аренды – на семь лет. Аукционы стартуют из ставки 8%, что соответствует среднему уровню в стране. Если аукцион не состоялся, то лот был плохо подготовлен и надо улучшить организацию торгов, а не демпинговать. Цели раздать как можно больше земли у нас нет.

Участникам земельных отношений хорошо известно, что результат аукциона, при желании, можно сделать не окончательным, заключив дополнительное соглашение. То есть формально чиновники могут выполнить условие “семь лет – 8%”, а затем заключить дополнительные договоры, в которых зафиксировать другие, более лояльные условия.

Теперь эта “лавочка” прикрывается. Заключение дополнительных соглашений к договоров аренды на государственную землю чиновникам Держгеокадастру запрещено. Продлевать срок аренды относительно основного договора и уменьшать ставку они не смогут.

Не исключаю, что попытки будут, но мы приложим все усилия, чтобы признать такие договоры недействительными и передать сведения о чиновнике, который их согласовал, в правоохранительные органы по статье “Превышение служебных полномочий”.

Исключения из правила “семь лет – 8%” возможные для садоводства, но только после закладки сада или ягодной плантации. Алгоритм такой: заключили договор на семь лет – посадили сад – государство убедилась, что проект существует не только на бумаге, – подписали пролонгации до 25 лет. Нету сада – нету долгосрочной аренды.

5. К договору аренды прилагается агрохимический паспорт почвы.

Существенным и обязательно условием договоров аренды должен быть агрохимическая паспортизация почв. Мы исходили из такой логики: когда частное лицо передает в аренду имущество, она ожидает получить его обратно с естественным, а не усиленным износом. Использование государственной собственности будет происходить на таких же условиях.

Агрохимическая паспортизация должна осуществляться при передаче участка в аренду (это дает базовую информацию о состоянии земли), затем через три года (если показатели ухудшились, это дает основания для расторжения договора) и после завершения срока аренды (в случае снижения качества земли мы начисляем убытки).

Собственно, такие новации в области распоряжения землями. Это плохие новости для участников земельных схем, но хорошие – для всех остальных граждан Украины.

Максим Мартынюк, первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия

Поделиться:

Читайте также:

Украинский IT-фронт. Шанс на победу. IT занимает третье место среди ориентированных на экспорт индустрий после АПК и металлургии. Этого мало. Мы должны войти в клуб высокотехнологичных государств. По итогам 20...

Необходимо списание долгов Украины. В последние годы государственный долг Украины стремительно растет. Лишь 2016 года – почти на 6 млрд долл. По данным Госстата, в 2017 году каждый украинец должен 45,54...

План Маршалла для Украины. План Маршалла для Украины в современных условиях предполагает мощную финансовую помощь не только международных финансовых организаций, а прежде всего правительств США, друг...

Аграрии против продажи украинских земель. Аграрная партия Украины требует от Верховной Рады немедленно отправить правительство в отставку из-за заявления премьер-министра Арсения Яценюка о намерении ...

В 2018 году запланирована денежная оценка земель с/х назначения. Согласно проекту госбюджета-2018, правительство планирует провести всеукраинскую нормативную денежную оценку земель с/х назначения. Об этом говорится в проекте г...