Резкое увеличение зарплаты – единственный путь детенизации экономики?

Освобождение экспорта от налогообложения и вывода олигархами прибыли в оффшоры – фундамент украинской экономики. Ни одна земная сила не способна заставить власть решить этот вопрос.

В самом железорудном бассейне Украине распространяется волна забастовок.
4 мая 2017 отказались подниматься на поверхность горняки одной, а потом и всех четырех шахт корпорации ОАО “Криворожжелезрудком” – КЖРК.

Аналогичные, но менее массовые акции прошли на некоторых шахтах ПАО “АрселорМиттал Кривой Рог”. 10 мая на ПАО “Евраз Сухая Балка” на поверхность отказались подниматься по разным оценкам от 400 до 600 шахтеров. Наибольшая акция проходила на горизонте 1343 метров шахты “Юбилейная”.

11 мая массовые акции протеста с аналогичными требованиями начались на ОАО “АрселорМиттал Кривой Рог”. Там около 1,5 тыс рабочих едва не захватили четыре этажа здания заводоуправления.

Все эти предприятия входят в пятнадцати крупнейших налогоплательщиков в области.

В организации и координации этих акций большую роль играет Независимый профсоюз горняков Украины – НПГУ. Поддержала протест ОО “Социальное движение”.

Шахтеры требуют зарплату 1 тыс долл для работников ключевых профессий. Впервые это требование прозвучало во время единой организованной 2017 НПГУ первомайской демонстрации. 1 мая 2017 в “95-м квартале”, в центре Кривого Рога, шахтеры на некоторое время даже перекрыли движение транспорта.

Руководство города и полиция мобилизовали несколько автобусов спецназа, но обошлось без столкновений. На национальное телевидение это мероприятие не попал, но все руководители и владельцы шахт о требованиях горняков были хорошо информированы.

На первый взгляд, требование такой высокой зарплаты в нашей нищей стране может показаться утопической. Достичь такого уровня для большинства работников в Украине крайней мере в течение ближайшего года вряд ли удастся. Однако ситуация с зарплатами в добывающей промышленности отличается от общеукраинской.

Так, квалифицированный шахтер-проходчик зарабатывает 10-20 тыс грн или 350-700 долл. Итак, зарплата 1 тыс долл означает ее увеличение на 50-150%. Несмотря на недавнее двукратное увеличение минимальной зарплаты, это не выглядит фантастически.

Как известно, повышение минимальной зарплаты вдвое, несмотря на все предостережения либеральных экономистов, не привел к ощутимым негативным последствиям ни с точки зрения ускорения инфляции, ни с точки зрения снижения занятости.

Наоборот – одновременно со значительным увеличением налоговых поступлений умеренно снижается безработица, растут капитальные инвестиции и в целом начинается экономический рост. По крайней мере, последний доклад МВФ относительно оптимистична.

Итак, политика увеличения минимальной зарплаты до адекватного уровня и усиления контроля за неформальной занятостью не просто оправдала себя в фискальном смысле, но и дала толчок к росту и детенизации экономики. Стоит добавить, что и к преодолению коррупции и привлечения иностранных инвестиций.

Ведь выгодами от неформального найма рабочей силы могли эффективно пользоваться только местные коррумпированные чиновники и бизнесмены, а не иностранные инвесторы. Соответственно, европейский инвестор всегда оказывался в дискриминированном положении по сравнению с местным “теневиком”.

Таким образом, рост зарплат оказалось чуть ли не сплошным благом для всех, кроме коррумпированных чиновников и криминализированных бизнесменов.

Большая часть критики повышение связано с тем, что некоторые работодатели пытаются нарушать закон и оформлять вроде «на полставки» тех, кто работает полный день, а также с тем, что бюджетные учреждения часто не имеют денег для повышения зарплаты, ведь им не увеличили фонды оплаты труда.

Часто критикуют и то, что повышение минимальной зарплаты было “отвязанный” от прожиточного минимума. Соответственно, это не повлияло на повышение пенсий.

Удвоение минимальной зарплаты не привело и к существенному повышению оплаты труда в среднем и высоком сегментах зарплат. Уменьшилось лишь расслоение среди наемных работников, которое некоторые критикуют как “уравниловку”.

Однако эта критика касается не столько повышение минимальной зарплаты, сколько того, что можно сделать еще лучше. В целом же это был настолько удачный шаг, что с подачи Андрея Блинова автор берет на себя смелость утверждать: повторное повышение минимальной зарплаты вдвое тоже может иметь положительный эффект.

Правительство стоит критиковать только за то, что, сосредоточившись на детенизации занятости и повышении минимальной зарплаты, он пытается отвлечь внимание от самой проблемы украинской экономики: уклонение крупного бизнеса от налогообложения и вывода прибылей экспортных отраслей из страны.

Масштабы этого явления соизмеримые с размером государственного бюджета Украины и могут превышать годовой бюджет Пенсионного фонда.

По крайней мере данные Центра социальных и трудовых исследований свидетельствуют, что объем прибыли экспортеров, который выводится из-под налогообложения в Украине только в пяти самых популярных оффшорных юрисдикций, превышает 5 млрд долл в год, что соответствует более чем 1 млрд долл недоплаченного налога на прибыль ежегодно.

prom14 Резкое увеличение зарплаты   единственный путь детенизации экономики?

Упрощенное схематическое изображение схемы трансфертного ценообразования

Эти цифры являются оценками снизу, включающие подсчеты только по выбранным отраслям и избранными юрисдикциями. Соответственно, реальные суммы уклонения от налогообложения и вывода прибыли могут быть вдвое выше.

Даже возвращение капиталов из оффшоров, а только прекращение почти полного освобождения от налогообложения доходов экспортеров принесло бы государству ресурсы, которых бы хватило для отказа от кредитов МВФ. Это позволит иначе взглянуть на неизбежность и целесообразность сокращений социальных и инфраструктурных расходов.

Однако, похоже, ни одна земная сила не способна заставить власть решить этот вопрос. Даже МВФ, обеспокоен способностью крайне обнищавшего украинского населения платить достаточно налогов для погашения государственных кредитов, начал намекать правительства на целесообразность “расширение базы налогообложения” при экспорте.

Однако оказалось, что это именно та черта, которую разрешено переходить даже “кредитору последней надежды”. Сразу несколько депутатских фракций четко заявили: если МВФ будет настаивать, Украина будет вынуждена отказаться от сотрудничества с фондом и в случае необходимости объявить односторонний дефолт.
Освобождение экспортного бизнеса от налогообложения и обеспечения олигархам возможности беспрепятственно выводить полученные в Украине доходы в оффшор – фундамент современной украинской экономико-политической системы, основы всей системы олигархических монополий и коррупционных сетей, которые душат страну.
Проблема “офшоризации” украинской экономики и трансфертного ценообразования – ТЦУ, благодаря чему выводятся миллиардные прибыли, обсуждается давно.

Первые попытки урегулировать данный вопрос были до 2010 года, когда в законодательстве появилось понятие “обычных цен”. Однако путь от формулировки институциональных принципов к реальному применению оказался очень длинным.

Все, наверное, помнят, что закон о трансфертное ценообразование, который должен был предотвратить фиктивное занижение цены при экспорте связанным посредникам, с большим скрипом приняли еще при Януковиче в июле 2013 года.

Закон должен был вступить в силу с сентября 2013 года, но его введение было отложено до 2014 года. Во время евромайдан власти было не до трансфертного ценообразования. Впоследствии в связи с “критической ситуацией” в стране Верховная Рада фактически отложила вступление в силу еще на год.

Почему при критической ситуации надо было создавать условия для беспрепятственного вывода капиталов из Украины? Этот вопрос, несмотря на склады тогдашней да и нынешней Верховной Рады, конечно, риторический. 13 мая 2014 Александр Турчинов подписал изменения в закон о трансфертное ценообразование, значительно ослабляли ответственность, особенно для крупных экспортеров.

В 2015 году, когда закон о трансфертном ценообразовании начал действовать, он был изменен поправками настолько, что стал лишь символически-ритуальным документом. Объем контролируемых операций значительно увеличился, штрафы уменьшились, изменились методики расчета цен, расширились диапазоны.

Если экспортер фиктивно на бумаге разделит поставку на меньшие партии, то налоговая по закону не сможет даже проверять таки операции. На всякий случай было введено еще и мораторий на любые проверки.

Если же кто-то забудет разделить поставку или докажет, что она была фиктивно разделены, то размер штрафов стал теперь таким смешным, что доходы от использования оффшорной схемы всегда будут превышать его во много раз.

В случае с КЖРК согласно старому закону штраф за трансфертное ценообразование в 2016 году мог бы составить 200-400 млн грн или 5% от объема продаж по рыночной цене. Согласно новым правилам штраф не может превышать 320 тыс грн или 200 минимальных зарплат, то есть в 1 тыс раз меньше. Однако и этот смешной штраф не применяется.

Нельзя говорить, что что-то изменилось к худшему, ведь старый закон о трансфертное ценообразование 2013 никогда не применялся.

Проблема в том, что несмотря на революционные события в этом ключевом вопросе ничего не меняется. В базовых сферах, ГМК и АПК, незначительное снижение объемов вывода капитала наблюдалось только в 2014 году, во время активной фазы войны.

Миллиарды долларов ежегодно как выводились из Украины, так и выводятся, избегая налогообложения. Ничего не меняется, кроме зарплат, которые в 2014-2015 годах упали вдвое и не превышают в долларовом эквиваленте половины уровня 2013 года.

Итак, зарплаты падают, доходы олигархов растут, объемы вывода прибыли в оффшоры, несмотря на все законы, увеличиваются.

Отпускная цена руды на КЖРК, которая фигурирует в отчетности за 2016, вдвое ниже рыночной, и это типичное явление. Итак, рисуя на бумаге 4500000000 грн выручки за 2016 год, владельцы КЖРК самом деле вывели в оффшорную прокладку в 2016 году еще как минимум столько же и собираются вывести аналогичную сумму в 2017 году.

Законодательство о трансфертном ценообразовании бездействует и нет никаких перспектив, что оно будет применено. Государственная система будет всячески тормозить меры по контролю над ТЦУ. Это обескровливает и уничтожает украинскую экономику. Однако в системе олигархической политики надеяться, что посаженные в парламенте олигархические партии начнут понятно почему голосовать вопреки интересам их спонсоров.

Следовательно, требование о повышении зарплаты до 1 тыс долл для работников КЖРК, благодаря которым создается добавленная стоимость в объеме 5 млрд грн в год, – вполне умеренная. И не только потому, что зарплата шахтеров и металлургов в ЕС значительно выше за 1 тыс долл. Увеличение зарплаты до 1 тыс долл равноценное том, что владельцам КЖРК пришлось бы выводить в оффшор всего на треть меньше.

Такое повышение было бы полезным для всех, кроме горстки коррумпированных олигархов. Каждая 1 тыс долл зарплаты – это спасенные от вывода в офшор деньги, налоги, расширение внутреннего спроса и увеличение инвестиций внутри страны.

Захар Попович, кандидат экономических наук, Центр социальных и трудовых исследований

Поделиться:

Читайте также:

Дело не “Вконтакте”. Действительно ли российские IT-проекты лучше украинских?. Российские сервисы получали инвестиции, поддержку, применяли агрессивный маркетинг. Украинские разработки вызвали только недоумение и непонимание. Российские сервисы получа...

ЗСТ с Канадой: что тормозит возможности. Соглашение о свободной торговле с Канадой ратифицировано, но для полноценного экспорта наших товаров в эту страну Кабмин должен сделать два шага. Ратификация соглашения о з...

Як створити реальний ринок акцій в Україні. Інструментом створення ліквідного і широкого ринку капіталів в Україні може бути примусова публічність для найбільших компаній. Нижче я приведу висновки з тез круглого стол...

Что заставит бизнес платить налоги сполна? О налоге на выведенный капитал. Налог на выведенный капитал имеет больше преимуществ, чем недостатков. Новая модель снижает уровень вмешательства государства в экономику и упрощает ведение бизн...

История Плана Маршалла для Украины. Кто-то считал, сколько раз Независимой Украины предлагались "планы Маршалла"? Я, например, насчитал уже семь таких инициатив в разной интерпретации только в т...