Таможенная централизация

Изменение территориального принципа размещения и устройства таможен однозначно повлияет на те местные бюджеты, которые наполняются за счет налогообложения товаров областной таможней.

Правительство 29 марта приняло постановление по скучным названием “О реорганизации территориальных органов ДФС”, однако с неоднозначными последствиями для всех граждан и предприятий, кто имеет дело с таможней, а также с удивительной историей принятия.

Министерство финансов решило централизовать таможню с целью усиления контроля и управляемости, а заодно централизовать все таможенные процессы. Сделать это предлагается за ликвидацию уже с 1 мая этого года существующих региональных и специализированных таможен, очевидно без особого анализа последствий такого решения.

Постановление уже получила у экспертов название “О ликвидации таможни”. Текст постановления то появлялся на сайте Кабмина, то исчезал оттуда. Ясно одно – принята она с доработкой, которое все еще продолжается, поэтому в силу постановление в установленном порядке не получила и подписи Премьера под ней никто не видел.

Сейчас у нас 25 региональных таможен (по одной в каждой области и в г.. Киеве) и две специализированные (Энергетическая и Межрегиональная). По предложению министра финансов все эти таможни ликвидируются, как юридические лица, создается одна межрегиональная таможня в Киеве со структурными подразделениями (представительствами) по регионам.

Однако, территориальная структура расположения таможенных органов создана, прежде всего, для удобства граждан и предприятий, деятельность которых связана с внешнеэкономической деятельностью.

Для последних такой территориальный принцип размещения таможенных органов позволяет растаможить товар близко к месту пересечения границы (например, в Одессе или на Волыни) или по месту нахождения (аккредитации) компании (например, в Киеве или Житомире).

Расположение таможни в каждой области осуществлено с учетом административно-территориального устройства государства и обеспечивает наиболее оптимальное решение задач, как таможенных органов в целом, так и на административно-территориальных единиц, в которых находятся таможни.

Изменение территориального принципа размещения и устройства таможен повлияет на те местные бюджеты, которые наполняются за счет налогообложения товаров, растамаживаются соответствующей областной таможней. Например, часть суммы акциза по импорту топлива перечисляется в местный бюджет. Также действует эксперимент по строительству дорог на так называемые “таможенные деньги”.

В случае ликвидации областных таможен местные бюджеты будут лишены таких доходов.

О цене такой «реформы» свидетельствуют следующие данные: в 2016 году в экспериментальных областях 50% перевыполнения таможенных поступлений было направлено на строительство дорог – а это сотни миллионов гривен. В Волынской области за полтора года местная таможня на автодороги дала 112 млн. Грн, во Львовской – 870 млн грн. Хмельницкая область в 2016 году дополнительно получила 288 млн грн, а на Волыни только по результатам первого квартала направят на ремонт дорог 170 млн. Грн.

Если таможенные платежи будут аккумулироваться на счету Межрегиональной таможни в Киеве, получат ли местные бюджеты областей и городов обещанные деньги на дороги и местные потребности? Если эти вещи не продуманы, то это пример финансовой “централизации” в действии.

Таможня сегодня собирает 30- 40% поступлений Государственного бюджета Украины и призвана защищать экономическую безопасность государства. Поэтому при полной и резкой смене правил игры надо хорошо взвешивать последствия и руководствоваться интересами людей и компаний, которые эти изменения затронут.

А это каждый, кто пересекает границу и провозит товары, или получает их в международных почтовых отправлениях, это перевозчики, это нерезиденты, это все украинские компании, которые экспортируют или импортируют товары и наполняют бюджет.

Появляются простые вопросы: куда платить таможенные платежи, не пострадает скорость растаможивания, куда подавать жалобы на действия и решения таможенников, какой суд будет рассматривать дела о таможенных нарушения.

Неприятным очевидным следствием ликвидации согласно постановлению Кабмина региональных таможен станет сокращение с 10 до 5 суток срока транзита. Статья 95 Таможенного кодекса устанавливает 5-дневный срок транзитного перемещения в зоне деятельности одной таможни и 10-дневный срок для такого перемещения в зоне деятельности различных таможен.

После изменений вся территория Украины станет зоной деятельности одной таможни, соответственно и срок транзита будет составлять 5 дней в любом случае. Привет от правительства тем, кто осуществляет транзит на машинах с иностранными номерами!

Пострадали от противоправных действий таможенников где-то на Волыни? Рассмотрение Вашей жалобы на действия и решения таможни будет происходить в Киеве, ибо любая жалоба на решение, действия или бездействие должностного лица или иного работника органа доходов и сборов подается руководителю организации (статья 25 Таможенного кодекса Украины), а таким руководителем будет руководитель Межрегиональной таможне.

Или другой пример: таможенник решил, что Вы провозили незадекларированные товары, чем нарушили таможенные правила, и направил материалы в суд. После вступления правительственного постановления в силу рассмотрение дела будет осуществляться в одном из судов города Киева, поскольку Таможенный кодекс говорит, что такие дела рассматриваются по месту нахождения таможни, а она будет одна-единственная на всю Украину – в Киеве.

Интересно проанализировать также оперативность и возможность принятия решений руководителем единой таможни после того, как изменения вступят в силу. Более 20 статей Таможенного кодекса Украины описывают случаи, в которых действия и решения может / должен принимать только руководитель органа доходов и сборов. Сейчас под таким руководителем понимаются руководители 25 таможен.

Если таможня будет одна на всю страну, то и руководитель будет один. То ли он в состоянии эффективно и оперативно принимать решения? Например, решение о личный досмотр человека при подозрении контрабанды должен принять только руководитель. Перестанем проверять? Или каждый таможенный пост будет обращаться по 20 раз в день до руководителя единой таможни в Киев?

Конечно, можно предположить, что руководитель единой таможни делегирует полномочия принимать решения руководителям структурных подразделений (представительствам) по регионам.

Но для этого нужно принять изменения в Таможенный кодекс, значит законопроект, его обсуждение с общественностью и экспертами, с соблюдением процедуры рассмотрения и принятия. А “реформа” для того и делается втихаря через постановление Кабмина, чтобы этого всего избежать.

Представители Минфина говорят, что таким образом через создание единой таможни они хотят улучшить управляемость таможенными процессами, отстранить от незаконных действий на них местных “князьков”, губернаторов и силовиков, которые. как известно, знают, что на таможне есть чем поживиться.

Верю, что Минфин руководствовался именно такими намерениями, но их воплощение в жизнь “подкачало”, и последствия этого решения как для людей, так и для государства могут быть плачевными.

Аргументы Минфина не дают ответа на вопрос, чем руководители региональных представительств единой таможни будут лучше действующих руководителей региональных таможен и почему на них не смогут оказать незаконное влияние силовики, губернаторы и контрабандисты.

Главное понимать, для кого делается реформа: для людей и сильной общины или для интересов отдельных чиновников и министерств. Чтобы получить положительный эффект надо ориентироваться на того, кто сталкивается с таможней, и о государстве не забывать.

Определенное усиление полномочий таможни на центральном уровне необходимо, так как сейчас таможенная составляющая представлена ​​на центральном уровне несколькими департаментами, отодвинутыми на задний план в составе фискальной службы.

Делать это надо, во-первых, законно – через изменения в закон соответствующей процедуре обсуждения, рассмотрения и принятия, а, во-вторых, путем обновления на центральном уровне работы Таможенной службы с независимым руководителем и единым правилам игры и оценки таможенной стоимости для всех таможен Украины.

Татьяна Острикова, народный депутат

Поделиться:

Читайте также:

Концепція Industry 4.0. Можна буде надрукувати 3D органи під себе, як запчастини на авто. Будуть вирощувати не тварину, щоб отримати м’ясо, а одразу м’ясо. Домашня ферма буде вбудована...

Стоит ли Украине надеяться на план Маршалла. Не надо рассчитывать на план Маршалла. Его не будет. Зная это, следует самым демонстрировать успех: самым инвестировать, производить, экспортировать. Время от времени в инф...

Какие дополнительные квоты должна получить Украина. Украина ожидает очередного увеличения тарифных квот на беспошлинный экспорт продуктов питания в ЕС. Соответствующее решение было принято Еврокомиссией в сентябре прошлого г...

Министерство финансов планирует утвердить план реформирования таможни в конце июля. Министерство финансов имеет в планах вынести план реформы таможни на рассмотрение правительства и утвердить в конце июля. Об этом сообщает пресс-служба Министерс...

Владимир Гройсман оставит фискальную службу под крылом Минфина, но обещает реформировать ее. Премьер-министр В. Гройсман сделал заявление, что Государственная фискальная служба (ГФС) Украины останется в подчинении Министерства финансов, однако будет ре...