Экспортно-кредитное агентство: восемь замечаний

Верховная Рада приняла закон, который поможет продвигать украинские товары на внешние рынки. Однако этот акт несовершенный, его надо доработать.

20 декабря 2016 Верховная Рада приняла закон “Об обеспечении масштабной экспортной экспансии украинских производителей путем страхования, гарантирования и удешевление кредитования экспорта”.

После вступления закона в силу Кабмин за шесть месяцев должен создать экспортно-кредитное агентство (ЭКА). Оно будет страховать, перестраховуватиме и предоставлять гарантии по договорам, а также выступать агентом правительства Украины по удешевлению стоимости экспортных кредитов для украинских предприятий.
Такие структуры существуют и в других странах. В частности, страны – члены Организации экономического сотрудничества и развития и почти все европейские страны используют ЭКА как один из инструментов поддержки экспорта.

Развитие институциональной структуры поддержки украинского экспорта – актуальная задача. В то же время принят закон содержит ряд противоречий, которые негативно влиять на создание и эффективность функционирования ЭКА в Украине. Есть по крайней мере восемь замечаний, которые необходимо учесть при доработке закона.

1. Неточная название. Название закона не соответствует его содержанию. Она несколько преувеличивает то, что внедряется. Экспансией можно назвать общенациональную стратегию, а в документе говорится лишь об одном механизм этой стратегии – создание ЭКА.
На самом деле даже мнимая масштабная экспортная экспансия не может основываться на приведенной в законе сумме уставного капитала. К тому же возникают сомнения относительно использования термина “экспансия” в законодательном акте. Логичной была бы название, соответствующей содержанию акта – о создании Экспортно-кредитного агентства.

2. Дублирование функций. По уставу ОАО “Государственный экспортно-импортный банк Украины” финансирует и гарантирует экспортно-импортные операции предприятий, предоставляет кредитно-финансовую поддержку субъектам внешнеэкономической деятельности с целью продвижения товаров отечественного производства на зарубежные рынки.
Таким образом, в случае расширения функций Укрэксимбанка необходимость создания отдельной институции отпадает.

3. Несоответствие обязательствам ВТО. Существуют противоречия между различными нормами закона. Закон запрещает нарушать нормы ВТО, в частности соглашения о субсидиях и компенсационных мерах и соглашения об официально поддерживаемые экспортные кредиты.
В то же время он предлагает “создание механизма частичной компенсации процентной ставки по экспортным кредитам”, что считается экспортной субсидией.

4. Неподотчетность регуляторам. Нераспространение на ЭКА норм законов “О страховании”, “О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг”, “Об управлении объектами государственной собственности” об обязательном выплаты дивидендов искривит конкуренцию, предоставит преимущества отдельным компаниям и акционерам ЭКА. Фактически ЭКА выводится из-под действия регуляторного поля.

5. Избирательность сферы действия закона. Принцип выбора товаров, на которые распространяется поддержка ЭКА, дискриминационный. Закон устанавливает перечень товаров, а не критерии, по которым товары могут избираться, например, длительный производственный цикл, hi-tech-продукция. Этот принцип искривит экономические стимулы.

6. Отсутствие четких критериев предоставления поддержки. Необходимо добавить критерии для определения сферы поддержки экспорта в зависимости от объемов, стоимости, направлений поставок. При принятии решения о предоставлении помощи необходимо принимать во внимание положения закона “О государственной помощи субъектам хозяйствования”.

7. Риски для государственного бюджета. В законе сказано, что ЭКА может предоставлять кредиты или гарантии предприятиям из государственного бюджета. Также приводится перечень случаев, в которых государственная поддержка предприятиям предоставляться не может.
Вместе с тем, отсутствуют четкие критерии отбора предприятий, которые могут претендовать на поддержку ЭКА. Исходя из перечня сфер поддержки, можно прогнозировать, что многие контрактов претендовать на финансирование из госбюджета. Такой механизм создает предпосылки для коррупции и злоупотреблений бюджетными средствами.

8. Коррупционные риски. Значительное количество противоречивых норм закона создает поле для их неоднозначно трактовка, является источником коррупционных рисков.

Коррупционные риски присущи всем этапам процесса принятия решений о страхование, перестрахование или предоставления гарантий компаниям. Это касается отбора компаний и определения удельного веса страхового покрытия для их контрактов.

Следовательно, данный закон требует существенной доработки в части минимизации коррупционных рисков и устранения противоречий с действующими нормативно-правовыми актами. В целом же Экспортно-кредитное агентство может стать одним из важных инструментов в сфере продвижения украинской продукции на внешние рынки.

Андрей Бутин, старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций
Александр Криницин, научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций

Поделиться:


Читайте также:

В Украине дешевеет бензин. В Украине с 23 июня по 30 июня 2017 г. отмечалось падение розничных цен на светлые нефтепродукты и сжиженный газ. Бензин А-92 евро упал в цене на 1.0 коп/л до 23...

Парламент внес изменения в закон о господдержке страхования сельхозпродукции. Украинский парламент принял за основу законопроект №4570 «О внесении изменений в закон» Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государствен...

Экспортная пошлина на лом черных металлов будет действовать в течение одного года. Как сообщает сайт Верховной Рады, президент Украины П. Порошенко подписал законопроект № 3868 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно ...

Почему банки не кредитуют аграриев, даже если утверждают обратное. Считается, что кредитованию аграрного сектора, кроме моратория, препятствуют два фактора: высокие процентные ставки и претензии к качеству данных Госземкадастра относительн...

Таможенная централизация. Изменение территориального принципа размещения и устройства таможен однозначно повлияет на те местные бюджеты, которые наполняются за счет налогообложения товаров областной...